Пишет knjazna ([info]knjazna)
@ 2007-10-05 21:19:00
Предыдущая запись  В избранное!  Рассказать другу!  Отслеживать  Отметить  Следующая запись
Рациональные гарпии: прямо до упора. Они и криминал. (Писано на пару с [info]molnija)
В песне про криминал Гарпия-рационал исполняет партию отвественной сволочи. Знаете, в любой пакостной ситуации есть две сволочи – одна, которая и есть главная, заказчик или вдохновитель пакости, другая ответственная, она или исполнитель пакости, или реально несет отвественность за ее последствия. Главная сволочь ни за что ответственности не несет. Никогда или почти никогда.

Чтобы попасть в хор, Гарпии-рационалу нужна специальная ситуация. И все они ее с легкостью или находят или сами создают. Особенно если на дворе время заката Империи, любой. Откуда это берется, я потом вам расскажу, отдельной сагой. А пока к примерам перейду. Век солдатских императоров, закат Римской Империи - он весь из наглядных примеров, считай, состоит. Максен Вледиг, который Максим, при котором норманы колотились в практически голый (оголенный императором ради удержания Иберии) Адрианов вал - точно рациональная гарпия.Он и умер очень показательно – казнен был. Следующим узурпатором. Потому что пока Вледиг пытался держать одновременно все края Империи, он закономерно пропустил повышение социальной активности в центре, и на место Максима пришел Константин III, который был более моден и принят, что ли - в центре, разумеется. Подсуетился, в общем.

Попасть в ответственные сволочи Гарпия-рационал может только в таких условиях, когда активная часть социума охотно прогибается под власть за социальные гарантии и не готова нести ответственность за свою жизнь самостоятельно. Вакансия «ответственная сволочь» в эти периоды на рынке в большом спросе. Социум так колбасит, что люди понимают - они на волне не выплывут, их или вынесет, или пронесет, или потопит. А своих сил жителям Империи будет недостаточно. Чтобы люди пришли к такому мнению, надо чтобы страна сыпалась, как карточный домик. Причем строят ли новый домик или карты тасуют в колоде - неважно. Главное - пусть законы-правила и правительства меняются к ежевечерним новостям, власть занимается собой, а не функциями... как-то так. И при этом необходимо, чтобы люди уже были приучены скорее проявлять лояльность хоть кому-нибудь ради социальных гарантий или хотя бы ради обещаний этих социальных гарантий в недалеком будущем, чем самостоятельно строить свою жизнь и отвечать за последствия своих действий перед самими собой хотя бы. Так получается, если их родители пожили при Империи расцвета, привыкли к благам цивилизации, понимали, что такое "лишь бы не было войны", и дорожили тем, что имеют в данной ситуации из благ, больше своей самостоятельности.

Если условия другие, живут Рациональные Гарпии, например, как в Японии та активная часть социума, которая готова собой пожертвовать ради корпорации или страны в любой момент по первому требованию, этакие "камикадзе запаса", которые ждут возможности проявить себя. Могут и всю жизнь прождать. Или создать эту возможность, как Юкио Мисима.
Или пытаются завоевать если не континент, то мир. Ну, если город не дается. Или идут работать в корпорацию и пытаются ее возглавить, по крайней мере делают все, чтобы стать там если не главными, то хотя бы незаменимыми. Уникальными. Властелинами мира. Самое интересное, если пятнадцать таких властелинов мира в пределах одной корпорации посадить в одну комнату - драки не будет. Потому что каждый будет реально уникален и способен при этом оценить уникальность и незаменимость других. И каждому будет достаточно уникальности в своей области. И в этой своей области они конкурентов не потерпят.
Или создают заново некую социальную нишу. И вот тут окружающему миру или повезет, или не повезет. Дело в том, что социум - образование аморфное, очень относительно регулируемое правилами. Социум более гибко и удачно регулируется модой, авторитетом или другими - неявными способами управления. А поскольку Гарпия-рационал проявляет себя или очень ярко или очень экспансивно, в ситуациях когда вакансия «ответственная сволочь» на рынке в большом спросе, именно они легче всего и становятся лидерами. Их трактовки закона и любых других правил и формируют то самое общественное мнение на период следующего стабильного этапа. Причем законность - и их действий, и того социального слоя, в котором Гарпия-рационал формирует себе нишу или который формируется вокруг ниши, созданной Гарпией-рационалом для себя - в этой ситуации вопрос пятый, если не седьмой.

Гарпия-рационал идет по пути "если не возьму сегодня шесть соток, завтра штурмую гектар". Если гарпий может владеть (контролировать) цехом, город ему уже не надо. Но если цеха не дать, он будет брать город. Если не получится взять город - будет покорять страну. Или добывать посмертную славу. От последнего, впрочем, никто из них не окажется: уж очень сладкая для них конфета. Те из них, которые нашли свою страну, город или корпорацию, зачастую настолько ярко проявляют себя, что становятся легендами. Как Берия или Котовский. Как император Максим, попавший в "Видение Максена Вледига".

Подытоживая: Гарпия-рационал и криминал - это вопрос, зависящий во многом не от Рациональных Гарпий, а от ситуации в обществе в целом. То есть Гарпию стать уникальным и при этом не подставиться куда проще в том социуме, где никто не пытается из пасьянса "косынка" сделать игру в "21" или баккару или любую другую.
_________________________________________________________________________________
*Отдельные благодарности Мечтателю ([info]dreamer_m) за обсуждение, разделившее клубок в моей голове на три более или менее внятно формулируемых темы.


(21 комментарий) - (Добавить комментарий)

-
[info]molnija
2007-10-05 10:23 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Если мне повезет, в этот раз уважаемая Пьеретта упомянет меня в заглавии поста, а то я обычно "не дохожу" до оглавления в каталоге на Архибест или в ее ЖЖ...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]knjazna
2007-10-05 10:38 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Да, если будет возможность все совместно написанные посты как-то так пометить - было бы очень хорошо.

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]pieretta
2007-10-05 10:56 pm (local) (ссылка) Отслеживать
А если повезет уважаемой Пьеретте, то возможно ей даже лично подскажут, какой именно заголовок необходимо исправить.
Впрочем, она не сильно удивится, если в следующий раз узнает о недочетах в составлении оглавления из газет и телевидения.
Или из случайно перехваченных переговоров космонавтов с ЦУПом.
Спасибо за внимание.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-заголовки
[info]molnija
2007-10-05 11:18 pm (local) (ссылка) Отслеживать
http://knjazna.livejournal.com/215433.html
http://knjazna.livejournal.com/222519.html
http://knjazna.livejournal.com/216853.html

я буду признательна за поправки.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: заголовки
[info]pieretta
2007-10-06 12:45 am (local) (ссылка) Отслеживать
Исправлено.

В свою очередь буду очень признательна, за то, чтобы в будущем подобные вопросы (если они вдруг возникнут) обсуждались лично со мной и в специально отведенных для этого местах. (До которых, как выяснилось, не так уж трудно "дойти")

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: заголовки
[info]knjazna
2007-10-06 01:37 am (local) (ссылка) Отслеживать
Спасибо Вам за внесенные исправления, извините что наделали лишней работы, надо было сразу мне догадаться и Вам квакнуть что-нить внятное :)

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]division___bell
2007-10-06 11:32 am (local) (ссылка) Отслеживать
:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

я тебя обожаю

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]sirmal
2007-10-05 10:45 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Алва (герой серии Камши) наверняка Гарпий-рационал. Еще одно лыко в строку.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]molnija
2007-10-05 10:49 pm (local) (ссылка) Отслеживать
а можно попросить аргументов?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]sirmal
2007-10-05 11:27 pm (local) (ссылка) Отслеживать
http://sirmal.livejournal.com/129087.html

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Э... можно я вклинюсь?
[info]knjazna
2007-10-06 12:23 am (local) (ссылка) Отслеживать
Судя по треду к посту по ВАшей ссылке и по вот этому посту
http://pay.diary.ru/~Corona-del-Norte/?comments&postid=36230471#149597853
Алва этот ваш все-таки не Гарпия ни разу, а вполне себе черный единорог.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Нужно!
[info]sirmal
2007-10-06 12:32 am (local) (ссылка) Отслеживать
Ну вот:( Но я все-таки подожду, когда Вы книги прочтете.

(Ответить) (Уровень выше)

-Можно офф?
[info]alien_u2
2007-10-06 05:46 am (local) (ссылка) Отслеживать
Уважаемая Княжна, как Вам удобно, чтобы с Вами списаться? И когда?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-Можно офф :)
[info]knjazna
2007-10-06 11:47 am (local) (ссылка) Отслеживать
После вторника можно написать. Сейчас удаленным коментом скину адрес

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: Можно офф :)
[info]alien_u2
2007-10-06 11:29 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Спасибо, я получила.

(Ответить) (Уровень выше)

-Re: Можно офф :)
[info]alien_u2
2007-10-17 05:24 am (local) (ссылка) Отслеживать
Скажите пожалуйста, моё письмо до Вас добралось (на прошлой неделе после вторника - в четверг)? На всякий случай - оно писалось с адреса russinterp @ gmail.com и называлось "alien_u2 проверка связи".

(Ответить) (Уровень выше)

-Юкио Мисима
[info]pieretta
2007-10-06 11:54 pm (local) (ссылка) Отслеживать
уже упоминался как Черный Единорог (http://knjazna.livejournal.com/108600.html?thread=3388472#t3388472)

Или же он здесь упомянут как один из "камикадзе запаса", но при этом он ЧЕ? И (если говорить в целом) данная "активная часть социума" Японии в целом живет в "рацгарпийном" стиле, но при этом состоит из представителей различных типов, а не только РГ?

Разъясните этот момент, пожалуйста, чтобы путаницы не было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-Re: Юкио Мисима
[info]knjazna
2007-10-07 12:04 am (local) (ссылка) Отслеживать
Это классика жанра распространения модели в социуме.
Он сделал типично единорожий ход, дающий адекватное решение социальной задачи в ситуации, в которой для Гарпии решения просто нет.
И несмотря на то, что он дал решение задачи в совершенно не своем, не удобном ему, контексте - оно понятно и признано в культуре, ориентированной на тот тип, на языка которого он это решение дал.
Я внятно высказалась?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: Юкио Мисима
[info]pieretta
2007-10-07 12:20 am (local) (ссылка) Отслеживать
Да, абсолютно.
Спасибо, все встало на свои места :)

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]a_amrod
2007-10-07 01:48 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Если уж вспоминать художественных персонажей - очень это всё напоминает полковника Сола Тая из "Бэттлстар Галактика". Классический самурай, периодически оказывающийся в положении "ответственой сволочи".

(Ответить)

-
[info]vladimir000
2007-10-08 11:18 am (local) (ссылка) Отслеживать
Спасибо, кое-что может оказаться неожиданно полезным:)

А насколько для РГ может быть характерна многоходовая комбинация, в результате которой все знают, что именно он и есть та скотина, которая прикола ради организовала крушение поезда, но ведь придти с бутылкой водки к обходчику и сказать между делом, из чего лучге всего грузила получаются - юридически ненаказуемо?

(Ответить)


(21 комментарий) - (Добавить комментарий)