Пишет knjazna (knjazna) @ 2008-01-07 01:24:00 |
Взрослость и зрелость – есть разница (в соавторстве с molnija)
Разговор ведется в терминах Транзактного анализа по Берну.
Взрослость - это способность самостоятельно выживать и обеспечивать выживание близких. И только.
В сети мелькала серия ссылок на фото усыновленных детдомовских деток, и все юзеры, дававшие эти ссылки отмечали "взрослый" взгляд у малышей в условиях детского учреждения, и нормальное, соответствующее по возрасту выражение лица после адаптации к семье (если у кого ссылка под рукой, поделитесь в комментариях).
Рано установившаяся взрослость - это и умение выживать на улице, и способность в 13 лет в блокадном городе давать полную смену за токарным станком, и наркомания в 11-14 лет, и умение найти в пивной и привести домой тело пьяного папы, ни разу его по дороге не уронив...
Но это не зрелость.
Зрелость - это возможность признавать потребности и чувства своего внутреннего ребенка и удовлетворять их самостоятельно и легитимно.
Зрелость - это возможность самостоятельно и социально приемлемыми способами обслуживать потребности и чувства своего внутреннего ребенка. (Именно возможность, а не умение или навык. Потому что иногда ситуации выбора между потребностями внутреннего ребенка и техническими задачами делается в пользу вторых, и это ничуть не вредит здоровой психической конструкции. НО у незрелого "взрослого" существа такой возможности нет и быть не может, она исключается само позицией взрослости)
Зрелость - это внутреннее право человека самостоятельно заказывать те социальные результаты, которых он намерено добиваться, без оглядки на общественное мнение или любые другие внешние указания.
Как видите, взрослость отличается от зрелости примерно так же как социальная адаптация от социализации. Взрослость, если коротко, это умение сориентироваться на требования социума, а не на свои потребности. Если реакция эмансипации при этом еще не пройдена, или ее результаты не осознаны, то на что человек реально может ориентироваться? Чужие ориентиры взяты, но свои не созданы. И поздно строить свою Вечность – уже весь ресурс идет на внешнюю среду, на быт, но не на себя. На себя не осталось... При таких ориентирах, потенциал развития ребенка на этом кончается. Чем раньше наступает взрослость, тем раньше исчерпывается возможность свободно раскрыть себя.
Чем раньше человек взрослеет, тем меньше у него шансов стать зрелым, ага. И наоборот.
Взрослый, но незрелый человек общается с собой не напрямую, а через Родителя. Родитель служит переводчиком с языка Ребенка на язык Взрослого. И обычно до Взрослого послания Ребенка Родитель не доводит, ибо нефиг. Что это за цацки такие, давно уже вырос... Причем это "вырос" может начаться там, где в личной истории взросления человеческого существа прошла граница зрелости взрослого, значимого для ребенка. С речевого возраста начиная. Сиречь, с пяти лет и далее, в ЛЮБОЙ точке линии жизни.
У Робин Норвуд описывается взрослая личность женщины на базе картины мира и представлений о жизни ребенка 5 лет. Она стала отличной женой для мужа-алкоголика. Этот тип брака она повторила несколько раз, потому что другой модели поведения в семье у нее так и не отросло.
У каждого из нас есть в детстве «взрослые» эпизоды, но не разовые эпизоды не дают вырасти. Грань там, где игра и свои потребности, то что для удовольствия или нельзя вообще (ОЧЕНЬ хочется, но это запрещено; и с этой ступеньки к "взрослой жизни" ежще можно вернуться на лестницу, ведущую к зрелости) или, что еще хуже, напрочь забыто как данность. Высокий риск вырасти не созрев, есть у тех деток, кто пошел в профессиональный спорт. Детская школа олимпийского резерва, все эти 12-летние гимнастки и 15-летние фигуристы с 3-4 переломами спины, не считая мелких брызг. Сюда же, кстати, вундеркинды-музыканты и прочая публика от мира искусства до 14.
И вот кстати "домашние сиротки" - дети родителей, которые вечно в командировке, как это в позднесоветской школе называлось "синдром ключа на шее"... Вы заметили, что мы ходим вокруг цифры 13-14? Реакция эмансипации, когда ребенок начинает осознавать себя как Я, как отдельную уникальную личность. До – физиологически ребенок защищен, он НЕ готов к нагрузке.
Если взрослость УЖЕ наступила, то на выход в зрелость даже при благоприятных условиях нет сил. Фишка в том, что менять раз сложившуюся схему нельзя – карточный домик рискует рухнуть. А тогда можно потерять и то, что имеешь, что найдено с таким трудом. И вообще, какие эксперименты, если завтра с утра опять за станок? А балетный или токарный - в общем, не суть.
О, да ранняя взрослость выглядит в самые яркие моменты как "проявление лучшего в человеке" - но обычно на этом кончается и лучшее и - иногда - человек. Тех, кто осознанно, а то и вовсе специально ставит НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, да что там - ДЕТЕЙ - в эти условия из любых побуждений, я для себя считаю нерукопожатными( ну вот термин такой). А еще я люблю показать Конвенцию о Правах Ребенка. По моему опыту большинство радетелей "за раннюю зрелость" хорошо если в глаза обложку видели этого документа...
Как узнать незрелого взрослого? По отказу ориентироваться на свои потребности ("я не знаю, чего я хочу", или "это не важно" или и вовсе "хотеть вредно"). А также по склонности заменять их осознание и внешними ориентирами ("так принято" и взгляд в сторону княгини Марьи Алексевны) или сосками типа "существо-вещество-баловство" (ссылки ищите в Архибесте).
Незрелость МОЖНО прорабатывать, скорость зависит от того, во сколько жизнь заставила повзрослеть. Чем раньше это случилось, тем дольше и сложнее работа.
А вот теперь МОЖЕТ БЫТЬ неприятно. Вы готовы?
Если перейти к нелюдям, то чем меньше проявлен тип, чем менее заметна фиксация в типе, тем более зрелый, как правило, человек. Надеюсь, это утешит тех, кто не может себя опознать в типологии.
Про проявленность типа – это общая тенденция, а вот разница внутри каталогов, линеек, типов сугубо индивидуальна, так что не стоит искать «самый зрелый тип». И огромная просьба – учтите, что любой из каталога «кроме людей» МОГ ДОСТИЧЬ зрелости в ходе своей жизни, просто типовые особенности останутся с ним по крайней мере надолго – сложившуюся физиологию организм менять не склонен. Наличие типных особенностей НИЧЕГО не говорит о зрелости или незрелости НА ДАННЫЙ МОМЕНТ. Это характеризует ситуацию лишь на момент реакции эмансипации и то, с индивидуальными оговорками, которые, в силу уникальности то и не перечислишь тут.
И потому отдельная просьба - не пытайтесь оценить свою зрелость или возраст Другого по типологии - она не для этого создана.
Разговор ведется в терминах Транзактного анализа по Берну.
Взрослость - это способность самостоятельно выживать и обеспечивать выживание близких. И только.
В сети мелькала серия ссылок на фото усыновленных детдомовских деток, и все юзеры, дававшие эти ссылки отмечали "взрослый" взгляд у малышей в условиях детского учреждения, и нормальное, соответствующее по возрасту выражение лица после адаптации к семье (если у кого ссылка под рукой, поделитесь в комментариях).
Рано установившаяся взрослость - это и умение выживать на улице, и способность в 13 лет в блокадном городе давать полную смену за токарным станком, и наркомания в 11-14 лет, и умение найти в пивной и привести домой тело пьяного папы, ни разу его по дороге не уронив...
Но это не зрелость.
Зрелость - это возможность признавать потребности и чувства своего внутреннего ребенка и удовлетворять их самостоятельно и легитимно.
Зрелость - это возможность самостоятельно и социально приемлемыми способами обслуживать потребности и чувства своего внутреннего ребенка. (Именно возможность, а не умение или навык. Потому что иногда ситуации выбора между потребностями внутреннего ребенка и техническими задачами делается в пользу вторых, и это ничуть не вредит здоровой психической конструкции. НО у незрелого "взрослого" существа такой возможности нет и быть не может, она исключается само позицией взрослости)
Зрелость - это внутреннее право человека самостоятельно заказывать те социальные результаты, которых он намерено добиваться, без оглядки на общественное мнение или любые другие внешние указания.
Как видите, взрослость отличается от зрелости примерно так же как социальная адаптация от социализации. Взрослость, если коротко, это умение сориентироваться на требования социума, а не на свои потребности. Если реакция эмансипации при этом еще не пройдена, или ее результаты не осознаны, то на что человек реально может ориентироваться? Чужие ориентиры взяты, но свои не созданы. И поздно строить свою Вечность – уже весь ресурс идет на внешнюю среду, на быт, но не на себя. На себя не осталось... При таких ориентирах, потенциал развития ребенка на этом кончается. Чем раньше наступает взрослость, тем раньше исчерпывается возможность свободно раскрыть себя.
Чем раньше человек взрослеет, тем меньше у него шансов стать зрелым, ага. И наоборот.
Взрослый, но незрелый человек общается с собой не напрямую, а через Родителя. Родитель служит переводчиком с языка Ребенка на язык Взрослого. И обычно до Взрослого послания Ребенка Родитель не доводит, ибо нефиг. Что это за цацки такие, давно уже вырос... Причем это "вырос" может начаться там, где в личной истории взросления человеческого существа прошла граница зрелости взрослого, значимого для ребенка. С речевого возраста начиная. Сиречь, с пяти лет и далее, в ЛЮБОЙ точке линии жизни.
У Робин Норвуд описывается взрослая личность женщины на базе картины мира и представлений о жизни ребенка 5 лет. Она стала отличной женой для мужа-алкоголика. Этот тип брака она повторила несколько раз, потому что другой модели поведения в семье у нее так и не отросло.
У каждого из нас есть в детстве «взрослые» эпизоды, но не разовые эпизоды не дают вырасти. Грань там, где игра и свои потребности, то что для удовольствия или нельзя вообще (ОЧЕНЬ хочется, но это запрещено; и с этой ступеньки к "взрослой жизни" ежще можно вернуться на лестницу, ведущую к зрелости) или, что еще хуже, напрочь забыто как данность. Высокий риск вырасти не созрев, есть у тех деток, кто пошел в профессиональный спорт. Детская школа олимпийского резерва, все эти 12-летние гимнастки и 15-летние фигуристы с 3-4 переломами спины, не считая мелких брызг. Сюда же, кстати, вундеркинды-музыканты и прочая публика от мира искусства до 14.
И вот кстати "домашние сиротки" - дети родителей, которые вечно в командировке, как это в позднесоветской школе называлось "синдром ключа на шее"... Вы заметили, что мы ходим вокруг цифры 13-14? Реакция эмансипации, когда ребенок начинает осознавать себя как Я, как отдельную уникальную личность. До – физиологически ребенок защищен, он НЕ готов к нагрузке.
Если взрослость УЖЕ наступила, то на выход в зрелость даже при благоприятных условиях нет сил. Фишка в том, что менять раз сложившуюся схему нельзя – карточный домик рискует рухнуть. А тогда можно потерять и то, что имеешь, что найдено с таким трудом. И вообще, какие эксперименты, если завтра с утра опять за станок? А балетный или токарный - в общем, не суть.
О, да ранняя взрослость выглядит в самые яркие моменты как "проявление лучшего в человеке" - но обычно на этом кончается и лучшее и - иногда - человек. Тех, кто осознанно, а то и вовсе специально ставит НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, да что там - ДЕТЕЙ - в эти условия из любых побуждений, я для себя считаю нерукопожатными( ну вот термин такой). А еще я люблю показать Конвенцию о Правах Ребенка. По моему опыту большинство радетелей "за раннюю зрелость" хорошо если в глаза обложку видели этого документа...
Как узнать незрелого взрослого? По отказу ориентироваться на свои потребности ("я не знаю, чего я хочу", или "это не важно" или и вовсе "хотеть вредно"). А также по склонности заменять их осознание и внешними ориентирами ("так принято" и взгляд в сторону княгини Марьи Алексевны) или сосками типа "существо-вещество-баловство" (ссылки ищите в Архибесте).
Незрелость МОЖНО прорабатывать, скорость зависит от того, во сколько жизнь заставила повзрослеть. Чем раньше это случилось, тем дольше и сложнее работа.
А вот теперь МОЖЕТ БЫТЬ неприятно. Вы готовы?
Если перейти к нелюдям, то чем меньше проявлен тип, чем менее заметна фиксация в типе, тем более зрелый, как правило, человек. Надеюсь, это утешит тех, кто не может себя опознать в типологии.
Про проявленность типа – это общая тенденция, а вот разница внутри каталогов, линеек, типов сугубо индивидуальна, так что не стоит искать «самый зрелый тип». И огромная просьба – учтите, что любой из каталога «кроме людей» МОГ ДОСТИЧЬ зрелости в ходе своей жизни, просто типовые особенности останутся с ним по крайней мере надолго – сложившуюся физиологию организм менять не склонен. Наличие типных особенностей НИЧЕГО не говорит о зрелости или незрелости НА ДАННЫЙ МОМЕНТ. Это характеризует ситуацию лишь на момент реакции эмансипации и то, с индивидуальными оговорками, которые, в силу уникальности то и не перечислишь тут.
И потому отдельная просьба - не пытайтесь оценить свою зрелость или возраст Другого по типологии - она не для этого создана.