Пишет knjazna (knjazna) @ 2008-08-24 23:37:00 |
Метки данной записи: | нравственность |
Скромное очарование «высокого». Оно же ХАНЖЕСТВО. Совместно с molnija
Помните пост про безнравственность? Вот этот пост.
Там речь шла про утилитарность как единственный мотив для выборов и решений – и для формирования поведения вообще.
То
есть нравственная основа у человека может быть и есть, но она не
прилагается к реальной повседневной обыденности, сиречь, не
используется.
А ведь может быть и наоборот. И вы это «наоборот» много раз видели.
Это
ситуация, когда человек не использует утилитарную основу для выборов,
решений и формирования поведения. Надо бы, а не использует, намеренно
от нее отстраняется. Отвечает за этот выбор, конечно же, Другой, причем
не по своему выбору, а потому что этот тип "духовности" чрезвычайно
некомфортен для окружающих, что и делает обе ситуации одинаково
кривыми.
Не понимаете? Сейчас объясню.
Представьте
себе религиозную противницу абортов, которой очень хочется совместить
принципы (не один, а большой такой список) с личной жизнью. А партнер
довеску в виде чужих принципов сопротивляется, он вообще-то не за этим
в отношения шел. Отчего или он сам собирает чемоданы, или ему указывают
на дверь. И остается у нравственной дамы вполне осязаемая память об
этой истории.«Дал Бог зайку – даст и лужайку», говорит она и рожает
шестого зайку. Пять предыдущих заек толкутся по вытоптанной
однокомнатной (хорошо если) лужайке, или по трем соткам скудного
палисадника, в соплях и золотухе, потому что «богатство - грех» и «о
материальном думать нужно во вторую очередь, духовное должно быть во
главе».
Знаете, утилитарным подходом в этом случае было бы вручить
старшему авоську для картошки, среднему – метлу, третьему – молитвослов
(и чтобы читал вслух, это тоже работа, ага), младшему – последнего и
свободными руками хотя бы поставить воды для супа. Нормальная верующая
мать именно так и поступит, эта практика наработанная столетиями, она
позволяет совместить Вечность и Обыденность, потому что это две стороны
одной медали, вообще-то. «Духовное» же существо из приведенного примера
думает «о высоком», противопоставляя его Обыденности. Аверс монеты
виден, а что голодные дети маются от безделья, так это же реверс, зачем
на него смотреть.
Берем любого, кто встает на видном месте,
особенно в сети – тут громче, и вещает о том, что ВАМ нужна духовность.
Черная, белая, индиговая или в крапинку. Мутная волна движения хиппи и
прочих контркультур выплеснула на берег таких «практикующих» в
количестве.
К части из них на три шага не подойти, так как от
«духовности» нестиранной с Пасхи до Успения тельняшки ваше неискушенное
сознание из тела выбьет на фиг. А он вам в ответ на непроизвольную
гримасу выдаст, что его духовная мощь позволяет ему терпеть этот
дискомфорт, а вам слабо. Вторым прозвучит, что стыдно (поняли, да?)
зарабатывать больше, чем он тратит на себя в месяц, а зарабатывая – не
отдать ему. Чтобы отрастить такую же духовность, ага.
Категория
уровнем повыше может сидеть не жравши неделю, ныть об этом всем подряд,
дождаться пока вписчик, подруга, родственник - или кто-нибудь -
принесет еды на неделю и перемоет заодно посуду, сожрать все махом и
лечь переваривать, загадив всю посуду заново, после чего сказать - ты
это делал ради своего чувства прекрасного, чего ты теперь от меня
хочешь?
Категория высшего разряда будет куда аккуратнее, правда, не
постесняется попенять вам на ваш кошелек, который через миг станет
легче, и оставит вас с чувством «Ты лох, и это – судьба».
Берем
«признанного гения», то есть признанного ровно настолько, что он занял
социальную нишу. Вы его найдете хоть в институте, хоть в рабочем
коллектив – один да обязательно отыщется. Великая Цель, которая вам
навязнет в зубах на пятый час общения с ним, на самом деле не имеет
никаких шансов на реализацию. И пусть вас не обманут фантики обещаний.
Персонаж будет носиться с идеей издания книги, но всей рукописи
останется навсегда половина авторского листа. Он достанет вас проектами
построения храма солнца над водой, но даже не определится с местом для
фундамента, не то чтобы добыть пару машин бетона под стройку.
И
это ВСЕ, что будет на выходе. Потому что для того чтобы реализовать
цель, надо взяться за утомительную работу по переброске песка из
Вечности в Обыденность. Копать и копать. Точнее, действовать, планируя
свою работу. Планирование работы – занятие сугубо утилитарное,
достижению какой бы великой цели не была посвящена деятельность. И по
затратам эта работа такая же энергоемкая, как если бы вы не играли в
шахматы, а их придумывали, ну то есть игру другую, но по сложности
сопоставимую.
Мало этого, сама работа – это такая специальная
деятельность, эффективность которой определяется по результату. Не по
усталости. Не по напряжению мышц, силы воли или там лица. Но фиг ли,
проще мерять по тому, что мы СЕЙЧАС устали, чем ждать результата,
который будет ПОТОМ, всегда позже, чем завершена работа.
А еще
результат всегда совершенно в другой области жизни, чем та, к которой
эту деятельность можно бы отнести. Если вы крестиком думки вышиваете,
то вы же не ждете, что вам заплатят подушками (три целых, одна
четвертинка)? А когда речь идет о проекте всей жизни или чем-то
высокодуховном, то ждут отдачи в той же самой валюте из высокого и
чудесного. А от «грязных» денег проще отказаться, чем их как-то в
картину мира впихнуть.
Так и остается идея собственной чеканки на аверсе. А реверса, да и самой монеты в виде воплощенной в жизнь идеи, не будет.
Профессиональный
пострадай, который будет аппелировать к вашему милосердию и
порядочности, пока не высосет ваш кошелек досуха и не оближет ваш
холодильник изнутри, стал таким именно потому что пренебрег утилитарным
во имя духовного – но в вас и в вашей жизни.
Гениальный
манипулятор, который предложит вам помощь в простой бытовой ситуации,
на этом основании вырвет у вас с мясом два часа, если вы могли уделить
только сорок минут и полчаса, если у вас ни минуты не было, потом
попросит чаю, потом упрекнет вас в невнимании к себе и «поможет» так,
что вы потом еще неделю будете компенсировать последствия этой помощи,
тоже ищет духовного в вас. И ему плевать на вашу утилитарность, хотя
именно на нее он вас и ловил.
Знаете, что объединяет все эти
ситуации? То, что такой человек вынуждает окружающих поддерживать
реальную и повседневную его жизнь за свой счет, не делая при этом
ничего ровным счетом.
Такое поведение «духовных» персонажей
сродни попытке медитировать на переходе в метро в час пик - пока вы
будете пытаться сосредоточится, сидя в позе кактуса, об вас будут
спотыкаться и набросают денег и матюков. Но материть медитирующего
решатся не все.
Или сродни попыткам проповедовать в кабаке - в вас,
с шансами, зальют столько, сколько потребуется, чтобы вы заткнулись.То
есть, могут и в зубы насовать, конечно, но не всякому же охота
выглядеть безнравственным уродом - "вечные ценности" защищают желание
выпить на халяву вполне надежно.
Есть еще одна категория
ситуаций, создаваемых посредством этого замечательного явления. Это
"маленькие принцы" и такие же принцессы, пытающиеся поднять самих себя
на недосягаемую для собственной здоровой телесности высоту."Слишком
духовные чтобы..." впишите вместо троеточия что угодно, относимое к
физическому телу.
Они боятся "запачкаться" обо что-то более вещественное чем чашка кофе - и этот кофе составляет весь их обед.
Они
боятся "запачкать отношения" с интересным им мужчиной или женщиной
чем-то серьезнее, чем руку подать на выходе из автобуса - и теряют
возможность действительно хорошей связи.
Они боятся "запачкать
репутацию" вопросом об индексации зарплаты - и сидят на самой низкой
зарплате в отделе, делая почти все за почти всех. Ну и естественно, они
слишком духовны для хорошей одежды, элегантного белья, или - не дай Бог
- приличного парфюма и косметики. Мыло и расческа. Хозяйственное. Да,
для волос тоже.
Да, и в их поведении есть своя выгода: эти люди
ВСЕГДА могут рассчитывать на помощь окружающих, а если кому-то не
посчастливилось родиться у таких мамы или папы, то это хуже тюрьмы: эти
сроки начисляются по американской системе: три пожизненных, пять
пожизненных... пока родители живы и все их распоряжения не выполнены -
никакой личной жизни, иначе ты плохое чадо.
Во всех
вышеприведенных примерах идея награды за духовное совершенствование
путается с оплатой. А оплату персонажи требуют с окружающих, вместо
того чтобы надеяться на награду от Мира и Вечности.
Судари и сударыни, такому поведению есть вполне определенное название: ханжество.
Запомните его. Ханжество - это результат неправильного формирования
нравственности. И кончается это обычно раскрытием обмана, то есть
раскрытия за всеми словами и жестами попыток выудить у окружающих в
качестве оплаты то, что Мир - за качественную работу с собой - обычно
стремится преподнести человеку в Дар. И у Мольера в "Тартюфе" это
показано классически.