Пишет Otus scops (Linnaeus) (so_wa) @ 2007-10-26 12:42:00 |
Метки данной записи: | addiction, гобелен |
Гобелен в готичных красках ..."Танцующая с огнем".
(авторы - knjazna и molnija)
В
этом зале нашего музея есть еще несколько гобеленов, объединенных
такой, казалось бы, малозначимой деталью как кошка, впряженная в
тележку на втором плане. Давайте рассмотрим самый яркий из них.
На
гобелене изображена фигура женщины в облегающей одежде синего цвета,
жонглирующей горящими факелами - а если вы помните средневековые
аллегорические элементы, вы знаете, что синий цвет, среди прочего,
обозначал еще отстраненность от мира и льды ада.
Основная
сложность роли бродячей жонглерки в том, что защит как таковых в ней не
предусмотрено. Ей не подходят ни доспех, ни корсет – все слишком
тяжелое или неудобное. Одежда при такой работе тоже должна быть очень
специальной: короткой, легкой и облегающей, чтобы она не могла
вспыхнуть, пока жонглерка работает с огнем. В таком костюме она и
изображена. Фактически, она открыта всем ветрам и досужим взглядам и
защищена только огнем факелов, которые летают в ее руках.
Чем же
Танцовщица защищается от возможных бед? Своими профессиональными
навыками. Волей и выдержкой. Ее образ жизни - тоже ее защита. Стальной
характер танцующей с огнем защищает ее ничуть не хуже корсета. То есть,
так же ненадежно и настолько же не от того, от чего на самом деле ей
нужна защита.
За факелами, которыми жонглирует Танцовщица, ее
можно даже разглядеть - и все детали одежды,и изящную позу, и сложение.
Но вот подойти, а тем более прикоснуться - уже гораздо сложнее. Этим
роль и привлекательна – она дает легкую на первый взгляд безопасность.
Жонглерка вроде бы и на виду, и тем не менее к ней никто не
прикоснется: в ее руках настоящий огонь, им легко можно обжечься, и
больно обжечься.
Но стоит повнимательнее присмотреться ко
второму плану гобелена, как сразу становится понятно, что
выступление-то идет посреди площади на рождественской ярмарке. Все
зрители изображены в шубах, а танцовщица - в легкой и короткой одежде,
обнажающей руки и ноги. И оттого она будет вынуждена, едва закончив
выступление, искать чьего-то тепла или какого-то средства согреться.
Быстро согреться, причем. Она сама, отбросив свои факелы - единственную
защиту, которая у нее есть - пойдет искать тепла к первому, кто
окажется ближе и будет достаточно добр, чтобы дать ей временную защиту
от холода. Но через час - или утром, как повезет - она снова будет
танцевать с огнем на снегу, почти раздетая, привлекая взгляды и
восхищая стойкостью, красотой движений и бесстрашием. Если вообще
останется живой после того как доверится тому незнакомцу, который
предложил ей тепло. В ее жизни прочным связям, или постоянным партнерам
вообще нет места - как сказано в расхожей пословице, сочиненной кем-то
из потомков зрителей о тех, кто танцевал уже на сцене, а не на помосте,
и мерз в прозрачной кисее в кулисах, а не за спинами уличных
музыкантов, всего тремя или пятью столетиями позже - "разве можно
верить подлым словам балерины". И, зная это, все ее восхищенные
поклонники в мехах и дорогом сукне будут жалеть о ней, когда она
пропадет из виду, не больше чем о погасшем солнечном зайчике. Точно так
же как и пять сотен лет спустя.
Пока у танцовщицы есть силы, она
может просто утанцеваться до упаду и заснуть на земле или на деревянном
помосте, который едва ли теплее снега. Вот такой нехитрый способ уснуть
и не чувствовать что замерзаешь... нередко насмерть.
Она,
выросшая при походной цирковой труппе, другой жизни не знает. Ей
неизвестно о том, что для нее возможны иные версии: не танцевать с
огнем на площади, жить в доме. И труппа не дает ей представление о
подлинной близости, а не вынужденном сосуществовании.
А когда
заснуть в холоде жонглерке перестанет удаваться - рядом окажется кошка.
С тележкой. Вот она, изображена между зрителями и музыкантами,
аккомпанирующими танцовщице.
Это свойство кошек, они всегда
приходят, когда человеку плохо. И в тележке у нее ровно тот же набор,
что и всегда. Игральные кости и карты танцующей с огнем низачем не
нужны, а вот бутылка - дело полезное. И сама кошка тоже вполне
своевременное явление: она живая и теплая. Если рядом нет других живых
и теплых существ, как компаньон для недолгого сна на улице она вполне
подойдет.
И - как всегда в средневековых аллегориях - самая
значимая деталь будет изображена или в углу или там, где ее может
заметить только очень внимательный взгляд. Помните, на предыдущем
гобелене фигура смерти еле угадывалась в тени замка? Так и здесь: кошка
шествует и везет свою тележку мимо черепа, похожего на дорожный камень,
около которого лежат два погасших факела. Это напоминание о
закономерном завершении судьбы танцующей с огнем: смерти на той же
площади, которая была местом ее блеска и минутной ярмарочной славы. Для
того чтобы избежать этого финала, ей надо всего лишь... перестать
танцевать с огнем. Но пожалуй, этот шаг от нее потребует большего
мужества, чем ей может дать ее стальной характер.
Перестать
танцевать с огнем - это значит заменить факелы на костер (самой найти
место для него и самой же заботиться о том, чтобы было чему гореть) и,
отказавшись от идеи получать внимание в виде аплодисментов, подарков и
временного тепла, начать давать внимание, тепло и временный приют тем,
кто в нем нуждается. Участь менее блестящая, несомненно. Но шансов
найти подлинную близость и настоящее, надежное тепло у костра больше,
чем на ярмарочном помосте.
Этот шаг, шаг прочь с помоста, делает
для танцовщицы возможным иное будущее - но "танцующие с огнем" его
выбирают настолько редко, что почти не обсуждают и даже не обдумывают
такой возможности. Для них жизнь кончается в тот момент, когда они
покидают помост. И танец с огнем, и случайное тепло чужих объятий для
них - только еще одна не-защита от страха смерти, позволяющая еще
какое-то время не чувствовать холод и не видеть череп предшественницы
между краем помоста и зрителями. Впрочем, кошка и - особенно - ее
тележка тоже хорошо его прикрывают от взгляда танцовщицы.