Пишет Otus scops (Linnaeus) ([info]so_wa)
@ 2007-10-26 12:42:00
Предыдущая запись  В избранное!  Рассказать другу!  Отслеживать  Отметить  Следующая запись
Метки данной записи:addiction, гобелен

Гобелен в готичных красках ..."Танцующая с огнем".
(авторы - [info]knjazna и [info]molnija)

В этом зале нашего музея есть еще несколько гобеленов, объединенных такой, казалось бы, малозначимой деталью как кошка, впряженная в тележку на втором плане. Давайте рассмотрим самый яркий из них.


На гобелене изображена фигура женщины в облегающей одежде синего цвета, жонглирующей горящими факелами - а если вы помните средневековые аллегорические элементы, вы знаете, что синий цвет, среди прочего, обозначал еще отстраненность от мира и льды ада.

Основная сложность роли бродячей жонглерки в том, что защит как таковых в ней не предусмотрено. Ей не подходят ни доспех, ни корсет – все слишком тяжелое или неудобное. Одежда при такой работе тоже должна быть очень специальной: короткой, легкой и облегающей, чтобы она не могла вспыхнуть, пока жонглерка работает с огнем. В таком костюме она и изображена. Фактически, она открыта всем ветрам и досужим взглядам и защищена только огнем факелов, которые летают в ее руках.

Чем же Танцовщица защищается от возможных бед? Своими профессиональными навыками. Волей и выдержкой. Ее образ жизни - тоже ее защита. Стальной характер танцующей с огнем защищает ее ничуть не хуже корсета. То есть, так же ненадежно и настолько же не от того, от чего на самом деле ей нужна защита.

За факелами, которыми жонглирует Танцовщица, ее можно даже разглядеть - и все детали одежды,и изящную позу, и сложение. Но вот подойти, а тем более прикоснуться - уже гораздо сложнее. Этим роль и привлекательна – она дает легкую на первый взгляд безопасность. Жонглерка вроде бы и на виду, и тем не менее к ней никто не прикоснется: в ее руках настоящий огонь, им легко можно обжечься, и больно обжечься.

Но стоит повнимательнее присмотреться ко второму плану гобелена, как сразу становится понятно, что выступление-то идет посреди площади на рождественской ярмарке. Все зрители изображены в шубах, а танцовщица - в легкой и короткой одежде, обнажающей руки и ноги. И оттого она будет вынуждена, едва закончив выступление, искать чьего-то тепла или какого-то средства согреться. Быстро согреться, причем. Она сама, отбросив свои факелы - единственную защиту, которая у нее есть - пойдет искать тепла к первому, кто окажется ближе и будет достаточно добр, чтобы дать ей временную защиту от холода. Но через час - или утром, как повезет - она снова будет танцевать с огнем на снегу, почти раздетая, привлекая взгляды и восхищая стойкостью, красотой движений и бесстрашием. Если вообще останется живой после того как доверится тому незнакомцу, который предложил ей тепло. В ее жизни прочным связям, или постоянным партнерам вообще нет места - как сказано в расхожей пословице, сочиненной кем-то из потомков зрителей о тех, кто танцевал уже на сцене, а не на помосте, и мерз в прозрачной кисее в кулисах, а не за спинами уличных музыкантов, всего тремя или пятью столетиями позже - "разве можно верить подлым словам балерины". И, зная это, все ее восхищенные поклонники в мехах и дорогом сукне будут жалеть о ней, когда она пропадет из виду, не больше чем о погасшем солнечном зайчике. Точно так же как и пять сотен лет спустя.

Пока у танцовщицы есть силы, она может просто утанцеваться до упаду и заснуть на земле или на деревянном помосте, который едва ли теплее снега. Вот такой нехитрый способ уснуть и не чувствовать что замерзаешь... нередко насмерть.

Она, выросшая при походной цирковой труппе, другой жизни не знает. Ей неизвестно о том, что для нее возможны иные версии: не танцевать с огнем на площади, жить в доме. И труппа не дает ей представление о подлинной близости, а не вынужденном сосуществовании.

А когда заснуть в холоде жонглерке перестанет удаваться - рядом окажется кошка. С тележкой. Вот она, изображена между зрителями и музыкантами, аккомпанирующими танцовщице.

Это свойство кошек, они всегда приходят, когда человеку плохо. И в тележке у нее ровно тот же набор, что и всегда. Игральные кости и карты танцующей с огнем низачем не нужны, а вот бутылка - дело полезное. И сама кошка тоже вполне своевременное явление: она живая и теплая. Если рядом нет других живых и теплых существ, как компаньон для недолгого сна на улице она вполне подойдет.

И - как всегда в средневековых аллегориях - самая значимая деталь будет изображена или в углу или там, где ее может заметить только очень внимательный взгляд. Помните, на предыдущем гобелене фигура смерти еле угадывалась в тени замка? Так и здесь: кошка шествует и везет свою тележку мимо черепа, похожего на дорожный камень, около которого лежат два погасших факела. Это напоминание о закономерном завершении судьбы танцующей с огнем: смерти на той же площади, которая была местом ее блеска и минутной ярмарочной славы. Для того чтобы избежать этого финала, ей надо всего лишь... перестать танцевать с огнем. Но пожалуй, этот шаг от нее потребует большего мужества, чем ей может дать ее стальной характер.

Перестать танцевать с огнем - это значит заменить факелы на костер (самой найти место для него и самой же заботиться о том, чтобы было чему гореть) и, отказавшись от идеи получать внимание в виде аплодисментов, подарков и временного тепла, начать давать внимание, тепло и временный приют тем, кто в нем нуждается. Участь менее блестящая, несомненно. Но шансов найти подлинную близость и настоящее, надежное тепло у костра больше, чем на ярмарочном помосте.

Этот шаг, шаг прочь с помоста, делает для танцовщицы возможным иное будущее - но "танцующие с огнем" его выбирают настолько редко, что почти не обсуждают и даже не обдумывают такой возможности. Для них жизнь кончается в тот момент, когда они покидают помост. И танец с огнем, и случайное тепло чужих объятий для них - только еще одна не-защита от страха смерти, позволяющая еще какое-то время не чувствовать холод и не видеть череп предшественницы между краем помоста и зрителями. Впрочем, кошка и - особенно - ее тележка тоже хорошо его прикрывают от взгляда танцовщицы.



(14 комментариев) - (Добавить комментарий)

-
[info]dzecko
2007-10-26 11:55 am (local) (ссылка) Отслеживать
И действительно Tres bien ;-)

(Ответить)

-
[info]nasse
2007-10-26 12:00 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Офф. У остальных гобеленов какой-нибудь тег есть?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]gorokhova
2007-10-26 01:51 pm (local) (ссылка) Отслеживать
addiction

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]nasse
2007-10-26 02:05 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]squirry
2007-10-26 02:43 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Да... Я, честно говоря, другого ожидала, но как же все-таки все четко и правильно! Спасибо!
Все эти зарисовки очень помогают определиться с собственными приоритетами, да и вообще с настоящими желаниями. Путь к себе, одним словом! :)

(Ответить)

-
[info]mia_chantal
2007-10-26 03:16 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Синий означает отстраненность от мира? То есть сильная неприязнь к синему цвету может от противного говорить о стремлении вписаться в мир, найти в нем свое место? А затем резко вспыхивающая любовь к синему может свидетельствовать о стремлении к разрыву со своей обжитой экологической нишей?

Сорри за вопиющие домыслы, просто актуально. Увидела зацепочку и потянуло поразмышлять...:))

И еще интересный момент: вот если человек типа танцовщицы (точнее, тяготеющий к этому типу, но реализующий такой образ жизни частично) в один момент таки отказывается от него, устраивает свой костер, а спустя лет пять признает образ жизни такого костра чуждым? - это смена типа защит? Или чем это еще может быть?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]knjazna
2007-10-26 08:26 pm (local) (ссылка) Отслеживать
не-не-не :)))
Аналогия проста, как все средневековые аналогии и банальна как рифмы Асадова: красный - пламя ада, синий - льды ада, а красители, дающие ткани этот цвет, самые дорогие и ценные после черного. Который, соотвественно, цвет смертного греха. Все банально :)
Я просто спацифиздила аналогию для антуражу :)

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]jorian
2007-10-26 11:51 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Какая прелесть! Пойду запишусь в адские отморозки. С моими цветовыми предпочтениями - самое то.
Хотя вообще-то синий - цвет Одина.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]knjazna
2007-10-27 10:38 am (local) (ссылка) Отслеживать
Джо, этот фальшак леплен под ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, теперь видно?
В общем строгой связи с христианством или другими монотеизмами тут нет, зависимость - вирус, распространяющийся в основном в культурах империй или культурах, прошедших имперский период хотя бы в качестве колоний.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]jorian
2007-10-27 11:21 am (local) (ссылка) Отслеживать
Да я понимаю. Просто мне идея насчет синего цвета понравилась. Я ж вообще очень уважаю одеваться в синее, заодно и собираю разные трактовки этого цвета.

(Ответить) (Уровень выше)

-Организационное
[info]so_wa
2007-12-24 12:08 pm (local) (ссылка) Отслеживать
http://so-wa.livejournal.com/368655.html?thread=8512015#t8512015
т.к. этот коммент немного не втуда леплен (в основной тред вместо этого), переадресую ))

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: Организационное
[info]knjazna
2007-12-24 01:33 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Надь, я не буду отвечать. На битвы на ИМХАх у меня сейчас нет сил, а если юзер не понимает отличий веры от верований, это проблема не моя.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: Организационное
[info]so_wa
2007-12-24 01:36 pm (local) (ссылка) Отслеживать
ОК )

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]menellinnaro
2007-12-24 12:03 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Господа, что за странные фразы об адских льдах и прочее? Синий цвет испокон веков был цветом НЕБА, в том числе и в Христианстве. Красный тоже никогда не был "привилегией" исключительно адских демонов. Обратите внимание: и Христа, и Святых рисуют на иконах большей частью в КРАСНЫХ и СИНИХ облачениях!

(Ответить)


(14 комментариев) - (Добавить комментарий)