Пишет Otus scops (Linnaeus) ([info]so_wa)
@ 2008-08-16 18:33:00
Предыдущая запись  В избранное!  Рассказать другу!  Отслеживать  Отметить  Следующая запись
Настроение: calm
Метки данной записи:addiction, гобелен

Проект "Зависимости": "Гобелен в готичных красках..." Гобелен с драконом.
(автор - [info]knjazna. при участии [info]molnija)

Речь пойдет о гобеленном виварии, с типологией анхумансов не имеющей ничего общего. Про остальные гобелены читайте, соответственно, в других текстах по тегу.
А сейчас будут неаппетитные детали, пожалуйста, уберите кофе от клавиатуры.


Самоед обыкновенный малый

Это вообще-то не дракон как таковой: настоящие драконы - огромные и прекрасные геральдические звери с чешуей цвета благородных металлов. Они символизируют «высокие» пороки – гордыню или надменность, или страсть к чистому знанию, или гнев, или хотя бы страсть к стяжательству, наконец. А это – мелкий ящер, типичный представитель породы «самоед обыкновенный малый».

Ящер, традиционно, аллегория греха, но каков грех, такова и аллегория. На гобелене мы видим типичного малого самоеда – создание серо-зеленого цвета, мелкое, с недоразвитыми крыльями, которые мешают ему ползать и не позволяют летать, со слишком длинными и кривыми когтями для того, чтобы ему было удобно наступать на лапы. Зато у него огромная голова, настолько большая, что он кладет ее на собственную спину, благо слабая и гибкая шея позволяет.

Аллегорию каких грехов мы видим? Бескрылое создание (с низменными устремлениями, сейчас их часто именуют "практичностью") с истощенными больными ногами (лишенное способности к движению и развитию), с переразвитой безобразной головой (полной скверных мыслей) и слабой шеей (признак уныния и склонности терять надежду). Мы видим наглядное изображение переразвитой совести, мешающей насладиться дарами мира и плодами собственных трудов и побед. Это существо может только ковылять, а не ходить и тем более не бегать. Любая попытка что-то употребить в пищу для него связана с неизбежным откусыванием куска (часто значительного) собственного тела. Так они и выглядят, эти звери, и названы – со всей прямолинейностью средневековья – самоед малый обыкновенный. Их было полно тогда под любыми каменными стенами – монастыря или замка, отдельно стоящей башни юной девицы или городской ратуши. Таким образом, можно прочитать намек на то, что олицетворяемые им недостатки относятся скорее не к свойствам человека, а к свойствам условий жизни, в которых человек находится. Выглядели они ужасающе отвратительно, но на самом деле, из-за нелепой анатомии, были довольно безопасны для любого более подвижного, чем они, существа. То есть, изменение условий в соответствии с собственным решением, вполне может избавить человека от этих пороков, по крайней мере, с точки зрения художника.

Вы спрашиваете, почему же самоеды не вымирали так долго? Потому что они водились именно там, где люди вели вынужденно малоподвижный образ жизни и были заинтересованы вслушиваться в то, что о них говорили окружающие. Именно таких жертв эти беспомощные и неповоротливые твари могли подчинить себе своим вкрадчивым и малоразборчивым шипением вперемешку со стонами, именно их они могли заставить… как вы сказали? прийти к ним в пасть своими ногами? Нет, что вы. Самоеды очень плохо переваривают крупные куски пищи, терпеть не могут ничего свежего, и они очень не любят кусать сами себя. Человек им нужен для того, чтобы он копался для них в объедках и помоях чужих мнений и сплетен, выбирал оттуда самые гнилые и вонючие, зато мягкие и легко глотающиеся куски, и клал их ящеру в пасть своей рукой, неизбежно при этом царапаясь о нечищеные и острые зубы рептилии, перемазанные гнилью. "Хозяин" ящера, являющийся, на деле, его слугой, постоянно страдал таким образом от отвращения к миазмам, источаемым "сокровищами" - пищей самоеда - и от мелких, но очень неприятных "грязных" ранений, нанесенных его зубами в процессе кормления ящера.

ОДнако люди , которых ящеры выбирали себе в слуги, хотя и называли их хозяевами, считали, что они в выигрыше по нескольким причинам. Во-первых, «драконы» (хотя какой из самоеда дракон, он не только летать, он и есть-то сам не в состоянии) убеждали "своих" людей в том, что они обеспечивали им доступ к «сокровищам». Сокровищами они считали - и навязывали свое мнение людям - помои, в которых те рылись для пропитания ящера. Во-вторых, «драконы» «помогали» людям «разобраться в себе, в людях и в окружающем мире». Результатом внесенной самоедом во взгляды человека «ясности» было, чаще всего, активное нежелание покидать стены, под которыми устроился самоед, по целому ряду причин, и вполне понятная самому человеку нелюбовь к ящеру «отплачивавшему хозяину добром за добро».

Помните, между Рыцарем и Дамой с основного гобелена нашей экспозиции изображена голова этого ящера? Девушка действительно не могла покинуть свою башню, пока ящер был жив: он был вполне в состоянии уговорить ее этого не делать, как бы ей ни хотелось встречи с юношей. Более того – пока Рыцарь бился с ним (точнее, догонял и убивал тварь, становящуюся удивительно юркой перед лицом смертельной опасности), ящер успевал высказать достаточно мерзостей, навсегда портящих отношения между Дамой и ее избранником.

Итак, малый самоед изображен сидящим на земле на фоне стены, стоящим на полусогнутых лапах с разъезжающимися когтями, с головой, положенной на спину – казалось бы, в обычной для этого ящера позе. Нечто умоляющее видится нам в положении его спины и опущенного хвоста, который обычно, судя по легендам и балладам, задран вверх во время разговора с человеком или животным. Судя по тому, что голова ящера не поднята вверх, его взгляд направлен на что-то или кого-то, ростом не больше его самого. Что же это может быть?

Для того чтобы понять это, нам нужно посмотреть на кромку гобелена. Видите этот мелкий повторяющийся узор? Правильно, это отпечатки кошачьих лапок. Такой узор есть на всех гобеленах в этом зале. Сравнивая кромочный узор, мы и собрали полную коллекцию гобеленов. Гобелен с самоедом мы сначала не причислили к коллекции, потому что кромочный узор на нем изображен зеркально наоборот, по сравнению с остальными гобеленами. Если на них кошка как бы обошла картину и вошла в нее, то тут, наоборот, как бы вышла из картины, сделала прощальный круг и покинула того кто на ней выткан.

Самоед разговаривал с Кошкой, и пытался, согласно своей природе, заморочить голову и ей, но Кошки ходят сами по себе и не слушают ничьего мнения ни о своей персоне, ни о своих действиях. Поэтому Кошки и ее тележки на гобелене вы не видите – она ушла к более интересным собеседникам.



(17 комментариев) - (Добавить комментарий)

-
[info]laprimaverra
2008-08-16 11:14 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Как будто про меня писали, ужас :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]so_wa
2008-08-18 10:25 am (local) (ссылка) Отслеживать
Не.. Самоед это не персоналия. Это аллегория. Обычно самоед прилагается к даме в корсете.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]laprimaverra
2008-08-18 10:22 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Самое трудное - прогонять этого самоеда. Иногда получается. А у вас как скоро начало получаться?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]so_wa
2008-08-19 03:15 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Я тут это... У Княжны уточнила, что же такое на самом деле самоед. Если совсем точно это субличность (ключевое - приставка "суб"!). "Контролирующий родитель" называется.

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]so_wa
2008-08-19 03:16 pm (local) (ссылка) Отслеживать
...Причем он может писаться такой красивый только при одном условии: реальный родитель, с которого сие пишется, должен быть беспомощным и неуспешным.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]aivenka
2008-11-21 01:47 pm (local) (ссылка) Отслеживать
забавно, моя мама была именно Контролирующий Родитель, пока не нашла в жизни любимое дело. то есть не беспомощна и успешна )

ее теперь не узнать, и, хотя отдельные какие-то нотки старого проскакивают еще иногда, но в целом она мне сейчас большой друг, и не контролирует, а поддерживает )

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]otawa
2008-08-17 12:50 am (local) (ссылка) Отслеживать
Поймала себя на возмущении: а где же картинки!? Это же должно быть нарисовано!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]so_wa
2008-08-18 10:26 am (local) (ссылка) Отслеживать
Только не надо просить Микки, ладно?

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]otawa
2008-08-18 10:28 am (local) (ссылка) Отслеживать
У Микки стиль не совсем подходящий - гобелен в его исполнении может показаться еще неаппетитнее, чем тут написано ))

(Ответить) (Уровень выше)

-
[info]squirry
2008-08-17 09:28 am (local) (ссылка) Отслеживать
Не знаю, почему у меня такое навязчивое автоматическое желание иметь это в виде книжечки, естественно с картинками.И еще забавно, что вообще трудно воспринимать проект, если не рисуешь внутри картинку, так что я давно этот проект для себя вижу. Красиво получается, кстати, только слишком много мрачных мыслей навевает. Как со сказками: очень красивая романтичная картинка, которой мы в детстве увлекались, а если разобраться, что за ней стоит...

(Ответить)

-
[info]sirventa
2008-08-18 10:35 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Этот пост я не читала, но читаю понемногу проект "зависимости" - дошла до четвертого шага.
Очень стало интересно - с определенного момента к проекту резкое уменьшение комментариев. Почему?
Это оттого что в публикации были большие перерывы?
Или оттого, что с какого-то момента все настолько понятно и не "цепляет", что уж и не спрашивают?
Или большая часть заинтересованных лиц не выдержали и отсеялись?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-
[info]so_wa
2008-08-19 10:01 am (local) (ссылка) Отслеживать
А разрешите поинтересоваться, почему Вас волнует количество комментариев? Уж не собираетесь ли Вы вычислять полезность проекта лично для себя по тому, насколько активно народ комментирует? ))

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]sirventa
2008-08-21 05:21 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Отвечать вопросом на вопрос?
Мне интересно, потому что я привыкла следить за такими вещами. То есть разбираться "почему людям интересно", "почему не интересно" и "на чём теряют интерес". Можно считать хобби. :)
К тому же комментарии - явно весьма полезны для этого проекта - они его очень наглядная часть. Потому их уменьшение - это тоже интересно.
А вычислять полезность я не собираюсь по комментам - я бы не стала вчитываться в проект уже полторы недели, чтобы бросить из-за такой мелочи. :)

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-
[info]so_wa
2008-08-21 05:35 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Да, вопросом на вопрос - мне было необходимо прояснить для себя ситуацию прежде чем отвечать. Потому как есть риск не на тот вопрос ответить в итоге, если не знать, о чем и для чего именно спрашивают. А машинки для чтения мыслей мне пока не завозили.

"Почему людям интересно" в данном случае не определить - каждый комментирует то, что ближе ему, тут массовости не наблюдается. Да и еще - не все комментарии приходят сразу после опубликования поста. Меня тут недавно очередные вновь прибывшие закидали комментами на постинги 2006-2007 года. Не знаю, от чего это зависит, от погоды наверное ))

При этом самый популярный постинг в проекте - про родителей - был выложен совсем недавно. Такого индекса цитируемости у моего журнала еще не было. Так что я пожалуй не стала бы настолько категорично делать вывод о спаде активности.

(Ответить) (Уровень выше)

-Правильно ли я понял?
[info]constconst
2008-08-19 03:01 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Что данный персонаж, аналогично рыцарю и даме, закован в чешую "нельзя", откуда и происходят его свойства?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

-Re: Правильно ли я понял?
[info]so_wa
2008-08-19 03:12 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Практически. Только чешуя не типа "нельзя" а типа "стыдно", более мелкая и царапучая.

(Ответить) (Уровень выше)(Ветвь дискуссии)

-Re: Правильно ли я понял?
[info]constconst
2008-08-20 08:53 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Спасибо за разъяснения.

(Ответить) (Уровень выше)


(17 комментариев) - (Добавить комментарий)