Пишет Otus scops (Linnaeus) (so_wa) @ 2008-08-16 18:33:00 |
Настроение: | calm |
Метки данной записи: | addiction, гобелен |
Проект "Зависимости": "Гобелен в готичных красках..." Гобелен с драконом.
(автор - knjazna. при участии molnija)
Речь
пойдет о гобеленном виварии, с типологией анхумансов не имеющей ничего
общего. Про остальные гобелены читайте, соответственно, в других
текстах по тегу.
А сейчас будут неаппетитные детали, пожалуйста, уберите кофе от клавиатуры.
Самоед обыкновенный малый
Это
вообще-то не дракон как таковой: настоящие драконы - огромные и
прекрасные геральдические звери с чешуей цвета благородных металлов.
Они символизируют «высокие» пороки – гордыню или надменность, или
страсть к чистому знанию, или гнев, или хотя бы страсть к
стяжательству, наконец. А это – мелкий ящер, типичный представитель
породы «самоед обыкновенный малый».
Ящер,
традиционно, аллегория греха, но каков грех, такова и аллегория. На
гобелене мы видим типичного малого самоеда – создание серо-зеленого
цвета, мелкое, с недоразвитыми крыльями, которые мешают ему ползать и
не позволяют летать, со слишком длинными и кривыми когтями для того,
чтобы ему было удобно наступать на лапы. Зато у него огромная голова,
настолько большая, что он кладет ее на собственную спину, благо слабая
и гибкая шея позволяет.
Аллегорию каких грехов мы видим?
Бескрылое создание (с низменными устремлениями, сейчас их часто именуют
"практичностью") с истощенными больными ногами (лишенное способности к
движению и развитию), с переразвитой безобразной головой (полной
скверных мыслей) и слабой шеей (признак уныния и склонности терять
надежду). Мы видим наглядное изображение переразвитой совести, мешающей
насладиться дарами мира и плодами собственных трудов и побед. Это
существо может только ковылять, а не ходить и тем более не бегать.
Любая попытка что-то употребить в пищу для него связана с неизбежным
откусыванием куска (часто значительного) собственного тела. Так они и
выглядят, эти звери, и названы – со всей прямолинейностью средневековья
– самоед малый обыкновенный. Их было полно тогда под любыми каменными
стенами – монастыря или замка, отдельно стоящей башни юной девицы или
городской ратуши. Таким образом, можно прочитать намек на то, что
олицетворяемые им недостатки относятся скорее не к свойствам человека,
а к свойствам условий жизни, в которых человек находится. Выглядели они
ужасающе отвратительно, но на самом деле, из-за нелепой анатомии, были
довольно безопасны для любого более подвижного, чем они, существа. То
есть, изменение условий в соответствии с собственным решением, вполне
может избавить человека от этих пороков, по крайней мере, с точки
зрения художника.
Вы спрашиваете, почему же самоеды не вымирали
так долго? Потому что они водились именно там, где люди вели вынужденно
малоподвижный образ жизни и были заинтересованы вслушиваться в то, что
о них говорили окружающие. Именно таких жертв эти беспомощные и
неповоротливые твари могли подчинить себе своим вкрадчивым и
малоразборчивым шипением вперемешку со стонами, именно их они могли
заставить… как вы сказали? прийти к ним в пасть своими ногами? Нет, что
вы. Самоеды очень плохо переваривают крупные куски пищи, терпеть не
могут ничего свежего, и они очень не любят кусать сами себя. Человек им
нужен для того, чтобы он копался для них в объедках и помоях чужих
мнений и сплетен, выбирал оттуда самые гнилые и вонючие, зато мягкие и
легко глотающиеся куски, и клал их ящеру в пасть своей рукой, неизбежно
при этом царапаясь о нечищеные и острые зубы рептилии, перемазанные
гнилью. "Хозяин" ящера, являющийся, на деле, его слугой, постоянно
страдал таким образом от отвращения к миазмам, источаемым "сокровищами"
- пищей самоеда - и от мелких, но очень неприятных "грязных" ранений,
нанесенных его зубами в процессе кормления ящера.
ОДнако люди ,
которых ящеры выбирали себе в слуги, хотя и называли их хозяевами,
считали, что они в выигрыше по нескольким причинам. Во-первых,
«драконы» (хотя какой из самоеда дракон, он не только летать, он и
есть-то сам не в состоянии) убеждали "своих" людей в том, что они
обеспечивали им доступ к «сокровищам». Сокровищами они считали - и
навязывали свое мнение людям - помои, в которых те рылись для
пропитания ящера. Во-вторых, «драконы» «помогали» людям «разобраться в
себе, в людях и в окружающем мире». Результатом внесенной самоедом во
взгляды человека «ясности» было, чаще всего, активное нежелание
покидать стены, под которыми устроился самоед, по целому ряду причин, и
вполне понятная самому человеку нелюбовь к ящеру «отплачивавшему
хозяину добром за добро».
Помните, между Рыцарем и Дамой с
основного гобелена нашей экспозиции изображена голова этого ящера?
Девушка действительно не могла покинуть свою башню, пока ящер был жив:
он был вполне в состоянии уговорить ее этого не делать, как бы ей ни
хотелось встречи с юношей. Более того – пока Рыцарь бился с ним
(точнее, догонял и убивал тварь, становящуюся удивительно юркой перед
лицом смертельной опасности), ящер успевал высказать достаточно
мерзостей, навсегда портящих отношения между Дамой и ее избранником.
Итак,
малый самоед изображен сидящим на земле на фоне стены, стоящим на
полусогнутых лапах с разъезжающимися когтями, с головой, положенной на
спину – казалось бы, в обычной для этого ящера позе. Нечто умоляющее
видится нам в положении его спины и опущенного хвоста, который обычно,
судя по легендам и балладам, задран вверх во время разговора с
человеком или животным. Судя по тому, что голова ящера не поднята
вверх, его взгляд направлен на что-то или кого-то, ростом не больше его
самого. Что же это может быть?
Для того чтобы понять это, нам
нужно посмотреть на кромку гобелена. Видите этот мелкий повторяющийся
узор? Правильно, это отпечатки кошачьих лапок. Такой узор есть на всех
гобеленах в этом зале. Сравнивая кромочный узор, мы и собрали полную
коллекцию гобеленов. Гобелен с самоедом мы сначала не причислили к
коллекции, потому что кромочный узор на нем изображен зеркально
наоборот, по сравнению с остальными гобеленами. Если на них кошка как
бы обошла картину и вошла в нее, то тут, наоборот, как бы вышла из
картины, сделала прощальный круг и покинула того кто на ней выткан.
Самоед
разговаривал с Кошкой, и пытался, согласно своей природе, заморочить
голову и ей, но Кошки ходят сами по себе и не слушают ничьего мнения ни
о своей персоне, ни о своих действиях. Поэтому Кошки и ее тележки на
гобелене вы не видите – она ушла к более интересным собеседникам.