Пишет Otus scops (Linnaeus) (so_wa) @ 2008-10-20 10:43:00 |
Настроение: | calm |
Метки данной записи: | addiction, гобелен |
Проект "Зависимости": "Гобелен в готичных красках..." Влюбленные
(авторы - knjazna и molnija)
На
этом большом гобелене... что вы говорите? Блеклый фон? Да, когда-то фон
был выполнен в розовых тонах, но с тех пор прошло довольно много лет, и
цвета несколько увяли. Итак, на фоне который когда-то был розовым, а
ныне серый, вы видите пару в весьма откровенной позе, на первый взгляд,
полностью поглощенную друг другом. Основной сюжет гобелена в нынешних
понятиях определяется в лучшем случае как эротический, но вы же
помните, что это часть коллекции, объединенная мотивом присутствия
кошки, потому мы не из простого любопытства рассматриваем полотно... Да
и здесь кошка тоже есть, вон в том углу, но о ней чуть позже.
Любовники
изображены в весьма странной позе: тела их переплетены, а лица
развернуты друг от друга. Я бы воздержалась от комментариев, если бы
речь шла с фресках с храма Каджурахо или картинах из трактата "Ветвь
персика", но здесь поза неслучайна, в ней смысловой подтекст. Автор
гобелена как бы говорит зрителю, что, несмотря на телесную близость,
эти люди не близки между собой, между ними — пропасть. Оба партнера
лежат на боку на постели. В паре нет "верхнего" и "нижнего", мы
понимаем, что они в отношениях находятся в равных условиях. И,
повторюсь, оба смотрят не на другого и даже не на постель, а куда-то за
ее пределы, в сторону. Госпожа смотрит вверх, в окно, точнее, НА окно,
где стоит... ну да. Там стоит бутылка вина, а под окном — тележка,
которую на гобелене с танцовщицей везла наша старая знакомая — кошка.
Господин глядит в противоположную сторону, на кошку, сидящую у двери.
Кошка пристально смотрит ему в глаза, навострив уши. Она сидит
достаточно близко к человеку, мы можем рассмотреть и ее полосатые
лапки, и белую манишку, и даже светлые и слегка нечеткие полосы на ее
животе. Зверь не умывается и не отдыхает, его внимание полностью
направлено на человека. Кошка и кавалер — собеседники.
Кто же
эти люди и как они оказались в такой странной ситуации? Поищем
подсказки художника. Прежде всего памятливому зрителю бросается в
глаза, что на гобелене не изображены ни сброшенный доспех, ни снятый
корсет, таким образом это не Рыцарь и не Дама. Судя по всему, госпожа
была одета в платье алого шелка, аккуратно разложенное по скамье,
стоящей в углу, а Он — в зеленый камзол и такого же цвета шоссы*. Вот
они, так же аккуратно разложены на кресле. Цвета одежды намекают на то,
что эти люди "свободные" — возможно, это зажиточные горожане, возможно,
представители торгового сословия, но, в любом случае, они сами себе
хозяева.
Как же так вышло, что им, находящимся в одной постели, неинтересно друг на друга смотреть?
И
снова подсказка от автора гобелена. Посмотрите на дверь, точнее, на
дверной косяк: на нем изображены два одинаковых ключа. Напоминаю, что в
те времена ключ от дома обычно хранился у экономки, мажордома, старшей
женщины семьи, взявшей на себя обязанности домопроавительницы или у
дворецкого. И обычно он был один. Если два человека владеют двумя
ключами от одного дома и носят их при себе — это не их постоянный дом.
Ключи являются условием свободы другого от всех возможных обязательств.
Словами аллегорию можно выразить так: "Ты свободен, пока ты со мной".
Таким образом, нашему взгляду представена аллегория специфического вида
любовной связи — связь без обязательств. Это то, что в наши дни
называется "у нас с ней (или с ним) только секс". Таким образом,
господин и госпожа живут врозь и не являются семьей, хотя у них
устоявшаяся и давняя связь: смотрите, как аккуратно разложена одежда.
Если бы художник хотел показать ночь страсти, веши были бы изображены
смятыми и небрежно разбросанными по комнате. Герои гобелена хотели
свободы и потому нашли для себя самый необременительный вариант
отношений — тот, который позволяет им не тратить силы, время, нервы и
деньги на знаки внимания друг к другу, который дает возможность
получить желаемое для обоих практически без усилия и по обоюдному
согласию. Только почему-то им это не приносит радости, иначе кошка с
тележкой не появилась бы на гобелене.
И кстати, давайте
посмотрим теперь на кошку и ее тележку. Если на гобелене с замком и на
гобелене с танцовщицей кошка везла тележку, то тут зверь сидит в
противоположном углу комнаты, а тележка отделена постелью. Это говорит
нам о том, что кошка своим присутсвием как бы помогает паре остаться
парой, и если госпожу вполне устраивает в качестве эмоциональной
поддержки содержимое кошкиной тележки, то господину нужен живой
собеседник, который готов был бы просто выслушать его, побыть с ним
вместе. Впрочем, в другой подобной паре кошка могла бы разговаривать с
госпожой, а содержимое тележки оставлять господину, таких пар много и
раз на раз не приходится. Если кошка уйдет, то пара развалится. Им
нечего дать друг другу и нечего друг от друга получить. Они сами
выбрали такой вариант отношений, который им ничего не дает. Почему ими
был выбран именно этот вариант отношений, мы не можем знать, зато
очевиден ответ на вопрос "зачем". Героям гобелена невыгодно не то что
жить чувствами — даже допустить чувства в свою жизнь. Чувства мешали бы
им реализовывать их свободу. В этой паре каждый не партнер, а щит для
другого от его же собственных чувств и переживаний. И за этим барьером
они оба тихо помирают от скуки во время интереснейшего занятия. Она не
чает вернуться к бутылке, он готов беседовать хоть с кошкой, лишь бы
его слушали.
Да, краски этого гобелена все равно готичные, хотя и были изначально розовыми.
* Шоссы — узкие штаны-чулки в эпоху Средневековья, прикреплявшиеся к поясу плечевой одежды.